Бодуэновские чтения в Казанском государственном университете

В Казанском государственном университете 11 декабря открывается международная научная конференция «Бодуэновские чтения».

В течение двух дней работы форума пройдут заседания по следующим секциям:

  • Бодуэн де Куртенэ и вопросы языкознания
  • Николай Крушевский: жизнь и научное творчество (к 150-летию со дня рождения)
  • Фонетика, фонология, морфонология
  • Морфемика. Теория и история словообразования
  • Грамматика
  • Лексикология и лексикография
  • Методология и методика языка
  • Типология языка и двуязычие
  • История языка
  • Бодуэн де Куртенэ и литературоведение.

В работе конференции принимают участие ученые-лингвисты из крупнейших вузов России, стран СНГ, европейских высших учебных заведений.

Большой интерес к конференции объясним: Казанская лингвистическая школа является одной из самых авторитетных школ мировой лингвистики, а ее основатель - профессор Казанского университета, -корреспондент Российской Академии наук Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ - известен в гуманитарном научном мире не менее, чем Лобачевский и Завойский в своих научных сферах.

Казанская лингвистическая школа возникла в Казанском университете в середине 70-х годов прошлого века и связана с деятельностью таких лингвистов, как И. А. Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий, С. Н. Булич, А. И. Александров и др. История каждой науки представляет взаимодействие ряда научных школ. Немало их было и есть в истории языкознания: воронежская семантическая школа, екатеринбургская школа социальной лингвистики, саратовская синтаксическая школа и т.д.

Казанская лингвистическая школа была общетеоретической школой, представления которой о предмете и методах языкознания создали новую парадигму мировой лингвистической науки. Облик языкознания XX века определили ученые Казанской лингвистической школы. Своими трудами они положили начало многим научным проблемам и научным отраслям языкознания, которые стали разрабатываться в XX веке и только потому, что они уже были поставлены в повестку дня научных исследований представителями Казанской лингвистической школы (КЛШ).

Конечно, в своих изысканиях казанские языковеды опирались на достижения европейской и прежде всего немецкой науки (американская лингвистика была в то время глубоко провинциальной). Лингвистика XIX века в значительной степени была немецкой наукой: здесь зародилось сравнительное языковедение в его известных школах – логической, натуральной и психологической, а на его основе – теоретическое языкознание, создателем которого считается Вильгельм фон Гумбольдт.

Будущий основатель КЛШ Бодуэн де Куртенэ тоже проходил научную стажировку в Германии (университетах Лейпцига и Иены). Но Бодуэн был, пожалуй, первым ученым, кто решительно выступил против идей биологической школы языкознания своего учителя Августа Шлейхера, чем подал пример и своим немецким друзьям- младограмматикам.

В своих работах Бодуэн де Куртенэ учитывал идеи нового немецкого направления в языкознании – младограмматизма. Но он пошел дальше своих немецких коллег, а созданная им КЛШ стала первой негерманской школой, оказавшей влияние на всю европейскую лингвистику. Казанская лингвистическая школа была первой в мировой науке социально-психологической школой языкознания. Бодуэн де Куртенэ писал: «Так как язык возможен только в человеческом обществе, то кроме психической стороны мы должны отмечать в нем всегда сторону социальную. Основанием языковедения должна служить не только индивидуальная психология, но и социология (до сих пор, к сожалению, не настолько еще разработанная, чтобы можно было пользоваться ее готовыми выводами)». Отдавая дань сложившейся традиции в отнесении языка к явлениям психического мира, казанские ученые подчеркивали социальную сущность языка, став, таким образом, предшественниками французской и женевской школ социальной лингвистики Антуана Мейе и Фердинанда де Соссюра и положив начало новому направлению в языкознании – социолингвистике, мощно заявившей о себе в науке XX века.

(По материалам кафедры истории русского языка и языкознания Казанского государственного университета. Г. А. Николаев «Научные приоритеты Казанской лингвистической школы»).


Похожие статьи: