Ноябрь. Госдума. Обсуждение Закона «О государственном стандарте общего образования»

Что изменится в жизни школы и школьников с принятием Закона «О государственном стандарте общего образования», который в ноябре во втором чтении обсудит Госдума? На эти и другие вопросы отвечает Александр Шишлов, глава комитета Госдумы по образованию и науки, один из разработчиков этого закона.

С принятием закона государство уже на уровне федерального закона будет гарантировать получение ребенком конкретного набора знаний. И в законе определено, что этот самый набор ребенок должен получить за 11 лет. Если закон будет принят, дискуссия о 12-летнем обучении прекратится, а школы смогут вводить 12-летку только в порядке эксперимента и по согласованию с родителями.

Кроме того, будет определен объем знаний, которые должны давать преподаватели по всей стране. Это так называемый федеральный компонент. Он не может занимать меньше 75 процентов учебного времени. Еще 10 процентов времени - за региональными программами (например, история края). И не меньше 10 процентов - школьный компонент, который можно потратить на углубленное преподавание математики, физики или литературы.

Законом также вводится понятие профильного образования в старшей школе. Это значит, что к десятому – одиннадцатому классам ребята могут изучать углубленно только те предметы, которые важны будущей специальности.

За учителем остается право читать свой предмет по выбранному им учебнику. Стандарт - это сумма знаний. И в какой форме их преподают - не вопрос нынешнего закона. Суть такова. Есть четкий объем знаний, который государство обязуется предоставить школьнику. Причем гарантия не в том, что мы заставим всех учителей математики в стране, допустим, в один день синхронно учить бином Ньютона. Мы будем честно, по четким нормам оплачивать работу учителя, который эти знания должен дать ребятам. Причем вне зависимости от экономического положения города или села, где школа расположена, как это происходит сейчас.

Мы не хотим загонять учителя в рамки: этому учи, а этому - нет. В проекте закона даже нет конкретных предметов - алгебры, геометрии, истории Древнего мира. Есть широкие образовательные области - русский язык, обществознание, искусство, математика. Не будем конкретизировать названия предметов и объем часов их изучения. Пусть где-то это будет называться уроком политологии, а где-то - граждановедения... Какие конкретно правила, теоремы и аксиомы преподавать в школе, должны решать только профессионалы - учителя, методисты, ученые, но… не политики. Надеюсь, что года через два из учебных программ уйдут лишние разделы.

По новому закону школы будут получать деньги на зарплату учителям и текущие расходы из федерального бюджета, кроме коммунальных услуг. Ни глава района, ни мэр или губернатор не смогут эти суммы перевести на другой счет, как это случается сейчас.

Расширяется понятие го образования. В тот объем времени, который по закону ученик должен будет провести в школе, включены не только аудиторные часы, но и лабораторные, исследовательские работы, спортивные соревнования...

Что касается вопроса - пятидневка или шестидневка, то школа имеет право вводить гибкий режим: зимой учиться 6 дней, а ближе к лету - 5 дней.

(В информации использована публикация «Комсомольской правды» от 5.XI. 2002 г.)


Похожие статьи: