В России отмечается День славянской письменности и культуры

Сегодня, 24 мая, Россия отмечает День славянской письменности и культуры – единственный в стране церковно-государственный праздник. Он посвящен памяти святых братьев Кирилла и Мефодия. Этот праздник страна начала отмечать с 1986 г. В нынешнем году он совпал с великим православным праздником Вознесения Господня.

Основные церковные торжества пройдут в Московском Кремле. На Славянской площади в этот день планируется вручение Международной премии святых равноапостольных братьев. Учредители награды – Славянский фонд России. Этой премии были удостоены Патриарх Московский и Всея Руси Алексий П, Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Белоруссии Александр Лукашенко и мэр Москвы Юрий Лужков.

Вклад братьев Кирилла и Мефодия в развитие славянской культуры и языка трудно переоценить: они создали не только славянскую азбуку, но и приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации и культуре.

Братья Кирилл и Мефодий – греки, уроженцы г. Солунь (Фессалоники), в окрестностях которого обитали представители многих славянских народов, чей язык хорошо знали многие из горожан. Кирилл (Константин 827-869) и Мефодий (815-885) происходили из семьи византийского начальника. Основными источниками изучения их жизни и деятельности жизни служат жития, написанные вскоре после смерти братьев. Мефодий в молодости сделал военно-административную карьеру и длительное время управлял византийским княжеством со славянским населением. Около 852 г. он принял монашеский постриг, позднее стал игуменом монастыря Полихрон на вифинском Олимпе (Малая Азия).

Кирилл с юных лет отличался тягой к наукам и истельными филологическими способностями. Он получил блестящее по тем временам образование в Константинополе у крупнейших ученых – Льва Грамматика и Фотия (будущего патриарха). После обучения принял сан священника, исполнял обязанности библиотекаря, по другой версии – сосудохранителя собора Святой Софии в Константинополе и преподавал философию. Участвовал в полемике с низложенным патриархом-иконоборцем Иоанном Грамматиком. В 851-52 гг. в составе посольства прибыл ко двору арабского халифа, где вел богословские споры с мусульманскими учеными. После возвращения в Константинополь удалился в монастырь к брату.

Около 861 г. Кирилл и Мефодий приняли участие в византийском посольстве в Хазарский каганат, по пути дважды посетили Херсонес, где ими были обретены мощи раннехристианского мученика Климента, отождествлявшегося в то время с первым римским епископом. В связи с этим Кирилл написал рассказ о перенесении мощей Климента и службу, посвященную этому событию, сохранившиеся в славянском переводе.

После миссии в Великую Моравию, куда братьев послал византийским император ограничения влияния в стране немецкого духовенства, Кирилл и Мефодий работали над переводом книг Священного Писания на славянский язык, положив в его основу восточно-болгарские диалекты, и над созданием особой азбуки своих текстов – глаголицы. Подобный опыт создания новой азбуки и перевода Священного Писания практически не имел прецедента в Европе IХ века. Во время моравской миссии братья не только перевели весь чин церковного богослужения, но и подготовили кадры священнослужителей, способных совершать богослужение по-славянски.

Применявшаяся братьями практика богослужения и чтения текстов Священного Писания на доступном народу языке противоречила практике, принятой латинским духовенством, которое обвинило братьев в неправоверии. Наибольшей остроты полемика достигла на синоде в Венеции. После диспута в Венеции по приглашению папы братья прибыли в Рим, и их приезд вызвал тожественную встречу. Римский папа Адриан II освятил славянские книги и приказал служить над ними литургию в главных храмах города. Вскоре после этих событий Кирилл умер и был похоронен в Риме в церкви Сан-Клименте. Мефодий был поставлен архиепископом Сирмийского епархиального округа, в состав которого входили Великоморавское и Блатенское княжества.

За время пребывания на архиепископской кафедре Мефодий завершил перевод всего корпуса библейских книг, перевел богослужебные и канонические тексты. После завоевания Великой Моравии Восточно-франкским королевством Мефодий был обвинен немецкими епископами в незаконном захвате областей и заключен с учениками в монастыре в Южной Германии. Лишь благодаря заступничеству папы римского Мефодия освободили и возвратили кафедру. Однако в дальнейшем политика пап в отношении кирилло-мефодиевской миссии и осуществлявшейся братьями богослужебной практики была далеко не последовательной. После смерти Мефодия, похороненного в кафедральном соборе в столице Великой Моравии Велеграде, его учеников изгнали из Великой Моравии. Они нашли прибежище в Болгарии, где продолжили дело Кирилла и Мефодия. Предположительно, именно учениками Кирилла и Мефодия создана кириллица.

Кирилло-мефодиевское наследие оказало огромное воздействие на культуры славянских государств – Болгарии, Руси, Сербии, Чехии. Хорватии. В Хорватии вплоть до новейшего времени сохранялась глаголическая письменная традиция.

Культ Кирилла и Мефодия получил широкое распространение во всех славянских странах – православных и католических. Установленный церковью День памяти Кирилла и Мефодия – 24 мая по новому стилю – в Болгарии, например, провозглашен праздником национального образования и культуры, который отмечается во всех славянских странах, в том числе и в России.


Похожие статьи: