П. М. Третьяков: «Преданно любя живопись, не имею более горячего желания, чем основать художественный музей»

110 лет назад замоскворецкий купец и текстильный фабрикант Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) принес в дар Московской городской Думе, а фактически — родному городу, свое собрание живописи, скульптуры и графики. Произошло это 31 августа (по старому стилю) 1892 года. Спустя 10 лет к семейному дому Третьяковых в Толмачах был пристроен новый фасад, созданный по эскизу Виктора Васнецова — под кровлей терема, под барельефом с изображением Ге Победоносца, венчающим герб Москвы. Узорная вязь надписи гласит: «Московская Государственная художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, основанная в 1856 году и переданная в дар городу Москве в 1892 году, совместно с завещанным городу собранием Сергея Михайловича Третьякова». Дар — это 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVШ-XIX веков. В галерее хранились полотна, графические листы и статуэтки работы западноевропейских мастеров, принадлежавшие безвременно скончавшемуся младшему брату Третьякова — Сергею (1834–1892), бывшему московскому городскому голове и собирателю искусства. Оба брата были собирателями с юных лет, начав с лубочных картинок и гравюр, затем дошли до полотен-шедевров.

Первую свою картину Павел Третьяков приобрел в 1856 году, который и считается датой основания Третьяковской галереи.

Смерть брата подвигла Третьякова-старшего подарить Москве свое любимое детище, первый общедоступный музей русского искусства. Ведь еще в молодости он поставил себе цель создать музей национальной школы живописи, видя в этом свой гражданский долг. Уже в возрасте 28 лет составил завещание, где писал о своей мечте: открыть художественный музей.

Картины отбирались тщательно, со вкусом, купеческой основательностью и расчетом — так, чтобы коллекция могла дать представление об эволюции российского изобразительного искусства. Павел Третьяков привлекал ведущих критиков, дружил с художниками, теснее всего — с передвижниками, которые знали, что лучшие картины купит у них «сам» Третьяков, негласно соперничавший с царем — тоже страстным коллекционером русской живописи.

Основу собрания составили произведения художников-реалистов. Когда в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок (туда вошли многие из мастеров его круга), Третьяков стал его убежденным и преданным сторонником. Под влиянием эстетики передвижников утвердился его взгляд на искусство как на силу, служащую духовному и нравственному прогрессу общества. Большое влияние на Третьякова-собирателя оказал идеолог передвижничества Иван Крамской, он же написал и самый проникновенный портрет основателя галереи. Много лет Павел Михайлович (вся Москва уважительно звала его только по имени-отчеству) целенаправленно покупал наиболее значительные произведения Перова, Крамского, Репина, Сурикова, Шишкина, Поленова и других передвижников. Так сложилась лучшая и уникальная по полноте и качеству коллекция их работ, по сей день бережно хранимая в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ). Своему великому труду Третьяков посвятил свыше 40 лет жизни.

Третьяковку знают во всем мире. В ее собрании представлена история российского изобразительного искусства от древности с XI-XII веков до наших дней. За полтора века ГТГ вошла в число крупнейших музеев России: в ее фондах находится ныне около 130 тысяч произведений живописи, скульптуры и графики. Уступая в количественном отношении только Русскому музею, а порой соревнуясь с ним, как при жизни основателей двух национальных собраний, Третьяковка работает в плодотворном контакте с десятками музеев отечественного искусства в России и за ее пределами. В составе ГТГ — малые мемориально-художественные музеи, связанные с именами Виктора и Аполлинария Васнецовых, Анны Голубкиной, Павла Корина, вскоре будет открыт и дом-музей Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. В 1991 году указом президента РФ ГТГ отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов России.

Третьяковка продолжает пополнять собрание. В советские годы музей получил статус общесоюзного, что помогло формированию богатой коллекции работ, созданных на всем пространстве бывшего СССР. В частности, таких, как здесь, комплексов произведений живописи и скульптуры республик Прибалтики, Закавказья или Средней Азии нет сейчас ни в одном из нынешних суверенных государств СНГ и Балтии. Так утверждают искусствоведы из ГТГ, представляющей собой и научно-издательский центр, и огромную галерею, где постоянно сменяются выставки.

На рубеже 80-х и 90-х годов ХХ века у нового здания ГТГ на Крымском валу выстраивались длинные очереди: многие стремились увидеть персональные ретроспективы Кандинского, Малевича, Шагала и множества других «титанов авангарда» — впервые их наследие было показано именно здесь. Теперь эти холсты все чаще выставляются в Западной Европе, Японии и Латинской Америке.

В самой галерее наконец развернута постоянная экспозиция «Искусство ХХ века» — «зародыш» музея современного искусства, о котором в обеих столицах мечтали много лет. По качеству собрания и престижу Третьяковка не имеет себе равных. Когда из-за нехватки средств возникли трудности с покупкой работ у художников, галерея стала получать от них бесчисленные подарки — каждый мечтает о том, чтобы хоть одна его работа хранилась в этой истинной сокровищнице национального искусства.
 


Похожие статьи: