Итоги конференции «Русское слово в контексте культуры»

8–9 июля 2008 года на базе Орловского государственного технического университета в рамках федеральной программы «Русский язык» была проведена конференция «Русское слово в контексте культуры», посвященная 190-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева. Участники конференции – представители органов образования, научных и учебных учреждений, средств массовой информации, известные ученые и деятели искусства – отмечают, что понимание языка как ценностной культуры является важнейшим условием укрепления духовно-нравственных и национально-государственных ориентиров существования России. Именно поэтому обращение к наследию Ф. И. Буслаева и русской академической науки, отечественным традициям преподавания русской словесности сегодня приобретает особую актуальность. Ф. И. Буслаев сформулировал в своих трудах ключевой тезис о едином духовном истоке отечественного языка и культуры и заложил основы школьного преподавания русской словесности как предмета, ориентированного на укрепление нравственного стержня личности учащихся, их моральной стойкости, любви к Родине, ответственности за свое поведение, за свою жизнь.

Конференция решила задачи по привлечению внимания творческой интеллигенции к современному состоянию изучения русской словесности, определению роли художественного слова в формировании духовно-нравственных, интеллектуальных, эстетических и речевых приоритетов развития личности, которые были заложены трудами Ф. И. Буслаева и его последователями.

В выступлениях на конференции отмечалась выдающаяся роль Ф. И. Буслаева в формировании славянского языкознания, разработке основ исторической  грамматики русского языка,  развитии методики преподавания родного языка и литературы, создании сравнительного направления в отечественном искусствознании, позволяющего во всех аспектах осмыслить развитие идей русского средневекового общества. Участники конференции подчеркивали, что русский язык веками выполнял соборную объединяющую функцию в Российском государстве с его многонациональным населением и сегодня он играет выдающуюся педагогическую роль: русская речь является не только предметом, но и средством обучения в образовательном пространстве РФ и СНГ. При этом указывалось, что важнейшим условием преодоления острых конфликтообразующих ситуаций в жизни государства и общества является осознание глубинной связи языка и духовно-нравственной культуры общества. Участники конференции считают, что гармонизация жизни государства зависит от того, насколько полно будет учитываться в речевой организации общества нравственные идеалы народа, а также от того, насколько продуманно и результативно будут применяться моральные суждения при решении конфликтов и противоречий с помощью речевых средств и с помощью управления речевыми коммуникациями. В центре обсуждения на заседаниях конференции находилась такая важнейшая проблема современной филологии и педагогики, как слияние научных знаний с языковыми. Отмечалось, что успешное решение задачи органичного сочетания новейших информационных технологий с высоким культурным потенциалом, аккумулированном в великом русском языке, во многом будет определять облик и статус нашей страны в XXI столетии.

Осознавая необходимость сохранения и укрепления отечественных гуманитарных традиций в сфере преподавания русского языка, литературы, искусствознания,  обращая внимание на определяющее значение речевых действий как ведущего фактора современного экономического, социального и культурного развития, участники конференции рекомендуют:

1.     Органам образования, высшим и средним учебным заведениям, учреждениям культуры, творческим организациям, издательствам, средствам массовой информации совместно взаимодействовать в деле сохранения и изучения великого наследия отечественной академической мысли.

2.     Обеспечить объединение и концентрацию усилий ученых и преподавателей России, стран СНГ, других зарубежных стран в деле изучения, развития и распространения русского языка как государственного языка Российской Федерации, как национального языка русского народа и средства межнационального общения в странах ближнего зарубежья и других зарубежных странах.

3.     Кафедрам высших учебных заведений и институтов повышения квалификации учителей при подготовке учебно-методического обеспечения гуманитарных предметов учитывать необходимость повышения роли русского языка на всех уровнях образования России в контексте установки на фундаментализацию  и информатизацию образования.

4.     Внедрять педагогические методы обучения и воспитания, предложенные Ф. И. Буслаевым (интеграция предметов, интерес к личности учащегося, индивидуальный подход и пр.).

5.     Принять меры по восполнению потребности школы в учебниках и учебных пособиях учащихся и учителей по факультативным курсам, связанным с углубленным изучением русского языка и литературы, по возможности внедрять элементы исторической грамматики русского языка и этимологии на занятиях в средней школе.

6.     Способствовать глубокому освоению и распространению опыта современных отечественных вузов и институтов повышения квалификации учителей по разработке научно-методических и организационно-учебных основ предмета «Русская словесность».

7.      Осуществить анализ и обобщение опыта учителей по преподаванию русской словесности в школе, проведения целостного анализа художественного текста на уроках русского языка и литературы в специальной серии научных исследований, учебных пособий, методических разработок.

8.     Продолжить совершенствование научно-методического обеспечения курса «Русский язык и культура речи» на основе достижений отечественной филологии и лингводидактики высшей школы, с учетом типологии речевых действий, дискурсивных и рефлективных практик, достижений в области создания автоматизированных систем обучения и контроля знаний студентов.

9.     Средствам массовой информации, творческим союзам, издательствам осуществлять всемерную поддержку и освещение просветительской деятельности отечественных вузов и школ, направленной на поддержание и развитие отечественных духовных традиций в сфере  культуры русского слова, а также в сфере изобразительной, сценической и музыкальной культуры.

Участники конференции признали полезным:

  • опубликовать материалы конференции и информацию о ее работе в специализированных журналах и периодической печати;
  • направить настоящие рекомендации в Государственную Думу, Федеральное агентство по образованию,  региональные департаменты по социальной и информационной политике и областные управления образования;
  • одобрить результаты реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» в области проведения фестивалей, праздников, конференций, направленных на укрепление позиций русского языка, литературы и культуры России;
  • выступить с инициативой созыва II Всероссийского съезда словесников.


Похожие статьи: