Драматург, романтик, человек: Михаилу Рощину - 70 лет

Сегодня известному драматургу и писателю Михаилу Рощину исполняется 70 лет. В эти дни в московских театрах идет его новая пьеса «Серебряный век».

С именем этого выдающегося драматурга связаны такие блестящие театральные произведения, как «Валентин и Валентина», «Спешите делать добро», «Эшелон», «Перламутровая Зинаида», «Старый Новый год». Многие его пьесы экранизированы и десятки раз (по просьбе зрителей) демонстрируются по телевидению. А всего его пьесы идут в 200 отечественных и в театрах почти 30 зарубежных стран. Чем они так привлекают сегодняшнего, такого искушенного и избалованного зрителя? Вероятно тем, что рассказывают о вечных человеческих ценностях - о честности, любви, милосердии, о долге.

Михаил Рощин родился в 1933 г. в Казани, в детстве жил в Севастополе, с 1943 года - в Москве. По окончании школы работал фрезеровщиком, учился в вечернем Ленинском педагогическом институте. В 1953 году поступил в Литературный институт. Работал журналистом районной газеты в Камышине (на Волге), там же в 1956 вышел первый сборник его рассказов «В маленьком городе». После публикации в 1957 г. в «Знамени» очерка о Братске его взяли на работу в этот журнал, затем он стал сотрудником в отделе прозы журнала «Новый мир».

Первая написанная им в 1963 г. пьеса «Седьмой подвиг Геракла» была поставлена только в 1988 г. В ряды ведущих драматургов страны Михаила Рощина вывела пьеса «Валентин и Валентина», поставленная сразу в «Современнике», МХАТе и БДТ, а затем и в других театрах страны. Огромный успех был уготован фильмам, созданным по пьесам «Старый Новый год» и «Роковая ошибка».

Михаил Рощин - не только прекрасный драматург. Он порядочный и высоконравственный человек, о чем свидетельствует его статья в защиту Олега Ефремова - «Костюмчик на Гулливера», опубликованная в «Русском журнале». В ней знаменитый драматург вступил в острую полемику с Анатолием Смелянским. Причиной спора стала опубликованная в «Известиях» глава из книги Смелянского, посвященная знаменитому актеру. В главе под названием «Когда разгуляется» Смелянский рассказывает о пристрастии Ефремова к алкоголю. Заключения автора статьи далеки от деликатности.

И Михаил Рощин, который был близко знаком с Олегом Ефремовым, отстаивает память и образ великого актера и режиссера. Ефремов, по его словам, - выдающийся, масштабный человек, внутренняя драма которого неотделима от истории русского театра и нашей страны. Михаил Рощин критикует Смелянского, осуждает его за низкопробную сенсацию, за попытку сместить акценты с высокого искусства на уровень банальной сплетни.

Ведь недаром самым большим потрясением Рощина-ребенка был увиденный им впервые в жизни спектакль «Синяя птица» Метерлинка. Он вспоминает: «И как мне хотелось оказаться на месте Тильтиля и Митиль, чтобы побывать там, где мои дедушка и бабушка, испытать радость встречи с ними по-настоящему! Воображение мое соединилось с воображением тех, кто придумал и показал мне «Синюю птицу», - кажется, я сам мог бы выбежать на сцену и принять в этой феерии участие, хотя смотрел ее в первый раз и вообще был впервые в Театре». Романтический и сентиментальный Метерлинк потряс воображение будущего большого драматурга настолько, что пьеса, по признанию самого Михаила Рощина, повлияла на всю его последующую жизнь. В ней были добрые, близкие и понятные детям вещи и плохо понимающие детей взрослые. «Синяя птица» стала выдающегося драматурга нашей современности путеводной звездой, вечным примером служения добру.

С днем рождения, Михаил Михайлович! Здоровья Вам и новых свершений!


Похожие статьи: