Всероссийский школьный астротурнир - скоро финал!

Новый подход в естественнонаучном образовании школьников реализуется с 2006 года в рамках Образовательной программы "Астротурниры-Астрошколы". Наряду с астрономическими олимпиадами и астрошколами учреждён и стал проводиться Русский международный астрономический турнир школьников. 20 января 2007 г. - последний срок приема решений задач турниров от команд школьников к финалу второго Всероссийского астротурнира. Сам финал состоится состоится с 16 по 20 февраля 2007 г. в Белгороде.

Что такое астротурнир, и чем он отличается от уже известных многим астрономических олимпиад? Достоинство олимпиад - привлечение большего числа школьников к научному познанию, формирование научного мировоззрения, но у них нет (да и не может быть) такой цели, как профессиональная ориентация. Проведение Турнира ставит целью ликвидировать эту проблему. По характеру предлагаемой деятельности Турниры (наряду с Осенними астрономическими школами) представляют собой следующий после олимпиад шаг в профессиональном росте школьника и как будущего учёного, и как просто образованного человека. По сравнению с олимпиадами задания Турнира уже не просто абстрактно-отвлечённые, они более приближены к реальной науке, это конкретные небольшие исследовательские задания. Астротурниры и астрошколы помогают школьникам раньше познать проблемы, прелести и недостатки жизни научного работника-исследователя.

Турнир - это лично-командное состязание школьников старших классов в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях - так называемых "боях", представляющих собой небольшие семинары исследователей. В этом они стараются быть максимально близкими к своему аналогу - - научным семинарам. Более того - форма их проведения очень похожа на обычную защиту научной диссертации по предложенной теме. В классическом варианте состязания выглядят примерно так: три команды берут на себя по очереди функции исследователей, их оппонентов и рецензентов, и по очереди пытаются, в зависимости от своей роли, либо отстоять свою концепцию проведения научного исследования по предложенной теме ("исследователи"), либо найти в ней слабые места ("оппоненты"), либо найти пробелы как в защите, так и в нападении ("рецензенты"). Все три команды судят жюри и начисляют им по специальной системе очки, выявляя после нескольких туров победителей. В целом все выглядит очень зрелищно и динамично - даже на посторонний взгляд.

Турнир сочетает в себе достоинства как исследовательских конференций школьников (решаются действительно исследовательская работа на базе необходимой глубокой физико-математической подготовки), так и олимпиад (дух здорового соревнования по одним и тем же поставленным условиям). Однако, от олимпиад есть существенное отличие в профессиональную и исследовательскую сторону. Кстати, это наглядно проявляется и результатах "боев": вовсе не всегда победители и призеры олимпиад становятся также победителями турниров. Лучшие "турниристы" (особенно победители), согласно наблюдениям ов жюри, в сравнении с "олимпиадниками" обычно обладают более быстрой реакцией, большим командным духом, и большим практическим чувством предложенного исследовательского материала. Еще одна "изюминка" турниров по сравнению с олимпадами заключается в том, что задания Турнира формируются из задач, предложенных самими участниками Турнира и всеми желающими. Решения заданий обычно представляют собой небольшие, но довольно серьёзные исследовательские работы, проведение серии экспериментов или наблюдений. Задания рассылаются Оргкомитетом всем желающим и публикуются в Интернете ( , там же есть и Положение-Регламент Турнира). Эти задачи рекомендуются также проведения региональных Турниров.

Финал первого такого Турнира состоялся в наукограде Пущино Московской области, 20-25 февраля 2006 г. Турнир также включал в себя IX Открытую олимпиаду Центральной России по астрономии и физике космоса. На Финал Турнира съехались школьники из 7 регионов России (Белгородская, Калужская, Курская, Новгородская, Оренбургская, Тульская, Челябинская области). В жюри были представители Пущинской радиоастрономической обсерватории, других научных учреждений Подмосковья, С.Петербурга, руководители прибывших команд. Четыре дня уй работы, представлений своих результатов, научных споров выявили победителей. Лучшей (Диплом I степени) стала сборная команда Калужской области, Диплом II степени получила Команда школы МОУ-лицея 2, Дипломы III степени - объединённая команда гимназии "Эврика" города Великого Новгорода и школы 6 города Курска, МОУ лицей 38 г.Белгорода и МОУ лицей 9 г.Белгорода.

Победители Турнира приглашались на XV Осенняя астрономическую школу победителей олимпиад школьников стран СНГ (п. Научный, Крым, 29 сентября - 7 октября 2006 г.). Школа также включала Астрономическую олимпиаду (IX стран СНГ).

Приглашаем всех заинтересованных школьников принять участие в этих мероприятиях. Следующий, II Русский международный астрономический турнир школьников, включающий X Открытую олимпиаду Центральной России по астрономии и физике космоса, состоится с 16 по 20 февраля в Белгороде. Задания заочного тура опубликованы (см ). Прием выполненных заданий - до 20 января 2007 втельно. Победители Турнира и Олимпиады будут приглашены на XVI Осеннюю астрономическую школу, которая состоится в ведущей российской обсерватории - САО РАН в конце октября - начале ноября.


Подробности можно узнать на сайте программы



Похожие статьи: